История бани



У различных народов мира можно найти свои уникальные традиции в строительстве бань и в пользовании ими.

По описанию древнегреческого историка Геродота, бани скифских племён напоминали юрты. Связанные верхними концами наклонно установленные жерди обтягивали сверху войлоком. Посередине ставили котёл с отваром трав и в него бросали раскалённые камни, которые предварительно нагревали снаружи на костре. При этом образовывался влажный пар, насыщенный фитонцидами, который оказывал бактерицидное воздействие на внутреннюю атмосферу помещения. Известно, что у скифов существовала практика пользования корой деревьев, предварительно размягченной при помощи камней для очищения кожных покровов. Подобная практика гигиенических процедур позволяла поддерживать здоровье и чистоту кожи во время длительных кочевых переходов. При этом сборно-разборная конструкция их походных бань предоставляла возможность перевозить данные бани с собой в повозках и при необходимости за короткое время установить их во время стоянки. Походная баня древних скифских и сарматских племен, кочующих по северным берегам Черного моря считается прародительницей современных мобильных бань на основе каркасно-тентовых конструкций.

Некоторые индейские племена Америки, такие как племя Лакота с древних времен и по сей день пользуются ритуальной баней, которая представляет собой пространственную конструкцию из прутьев, с внешним покрытием из шкур животных. Эта ритуальная баня предназначается для общения с духами предков и называется Инипи. Внутри эта индейская баня имеет сходство с походными банями древних скифов. Но имеет отличие в способе создания влажного пара. В плане, это округлое помещение в центре которого имеется углубление для нагретых камней. Камни нагревают предварительно снаружи на костре, так же, как это делали скифы. Процесс нагрева камней длится 3-5 часов. Затем специально назначенный человек приносит нагретые камни в сетке из влажных прутьев и помещает их в углубление земляного пола в центре помещения. Влажный пар при этом получают поливанием порций воды на горячие камни при помощи небольшого ковшика из заранее приготовленной емкости с травяным настоем. Индейская баня Инипи имеет в отличие от скифской походной бани не гигиеническую направленность, а ритуальную. Травы и грибы, которые применяются для приготовления настоя, при помощи которого получают влажный пар, имеют галлюциногенные свойства. Цель ритуала Инипи — ввести присутствующих участников в состояние наркотического транса, сопровождаемого иллюзорными видениями. Как утверждают шаманы во время этого ритуала появляется возможность общаться с духами предков. Таким образом Инипи следует отнести к ритуальной, а не гигиенической походной бане.

Среди современных туристов во время длительных походов распространен способ получения бани во многом похожий на бани скифов и бани североамериканских индейцев. Но эта баня носит в первую очередь гигиенический и развлекательный характер. Ее строят во время стоянки из стволов жердей, срубая молодые деревья, а сверху обтягивают заранее приготовленным полиэтиленом, который носят с собой в рюкзаке. При этом каркас будущей походной бани возводят над каменной кладкой из крупных валунов, под которой разводят костер. Нагревание камней до необходимой кондиции происходит несколько часов. Когда камни будут достаточно прогреты, костер под ними тщательно тушат водой и только после этого обтягивают каркас полиэтиленом, закрепляя его обычно кусками проволоки. После этого поливают воду на горячие камни и получают пар. Если такая баня строится на берегу реки, то банная процедура дополняется купанием.

Существенным недостатком такого способа организации походной бани является необходимость длительного нагрева камней, которые, кроме того, в итоге покрываются слоем сажи. При подаче на них воды, образуется пар и сажа вместе с паром возгоняется в воздух. При этом находящиеся внутри люди могут ей достаточно сильно испачкаться. Так, как камни не имеют постоянно действующего источника тепла, который бы компенсировал потери тепловой энергии расходуемой на получение пара, то при данном способе тепла камней хватает на ограниченный промежуток времени. Обычно это всего 3-4 захода. Кроме того, сама технология возведения подобных туристических бань, когда на каждом новом месте стоянки происходит порубка молодых деревьев сопряжена с варварским истреблением молодого леса. Поэтому сегодня туристы, осознавая это, предпочитают мобильные и походные бани произведенные промышленностью на основе легких алюминиевых каркасов, что позволяет гуманнее относиться к зеленым ресурсам природы.

Считается, что комфортабельные бани строили в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Египте. В Китае XVII в. были «мылни торговыя каменныя с теплыми водами, и в них лекари». Учёные утверждают, что в Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами.

Баня в Средние века

Общественные бани

«Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали „мыльнями“ в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) её обнаружили в герцогском лагере».

В начале XII века Абу Хамид Аль-Газали дотошно описал правила поведения мусульманина в общественной бане, но заявив, что баня — место Дьявола.

Сохранились сообщение Ибн Джубайра от XII века о банях в арабском мире: «Забота султана об этих прибывших (для обучения в медресе Александрии) иноземцах простирается до того, что он приказал соорудить бани, чтобы они могли мыться всегда, когда им понадобится, и основал больницу для лечения тех из них, кто болен… В этом благословенном городе (Мекке) две бани… И каждый из них (17 кварталов Багдада) имеет две-три бани… В этом городе (Дамаске) и его пригородах находится почти сто бань, а в них около сорока помещений для омовения; все они снабжаются проточной водой».

В Европе городские бани использовались не только по прямому назначению: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен» — писал Джованни Бокаччо в «Декамероне».

О банях на Руси конца XVI века упоминал Джильс Флетчер: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».

В XVII веке Чарльз Карлейль заметил: «Нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней».

Личные бани

«Что касается бань — писал Ибн Джубайр в XII веке — то число их несметно. Один из шейхов города (Багдада) говорил нам, что их там, как в западной, так и в восточной частях, — около двух тысяч».

Описания русской банной практики оставили Иоганн-Георг Корб, Самуэль Коллинз, Станислав Немоевский.

В старинной части города Баку (Азербайджан) — Ичери-Шехере расположены дворцовые бани Ширваншахов, относящиеся к XV веку.

старинные дворцовые бани Ширваншахов, XV век